Авиационная пушка ШВАК
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
История ижевского оружия
04.09.2015 19:50

ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) – это первая советская одноствольная автоматическая авиационная пушка малого калибра (20 мм), чаще остальных авиапушек использовавшаяся советской авиацией в годы Великой Отечественной войны.

История разработки

Разработка этого оружия была начата в феврале 1931 года, когда советское правительство приняло постановление о создании отечественного крупнокалиберного авиационного пулемёта для стрельбы новыми патронами калибра 12,7 ´ 108 мм.

С этой целью Семён Владимирович Владимиров совместно с Борисом Гаврииловичем Шпитальным модифицировал хорошо зарекомендовавший себя скорострельный авиационный пулемёт ШКАС калибра 7,62 мм. Был изменён ударно-спусковой механизм пулемёта ШКАС под боеприпас большего калибра, однако в конечном итоге в пулемёте ШВАК стал использоваться не стандартный патрон калибра 12,7 x 108 мм, а специально разработанный для него патрон калибра 12,7 ´ 108 мм R с закраиной дна гильзы. Разработка пулемёта была завершена в конце мая 1932 года.

В 1934 году по результатам испытаний он был принят на вооружение, но уже вскоре выявился целый ряд его недостатков. Пулемёт имел слишком сложное устройство и состоял из множества подвижных деталей, что увеличивало стоимость массового производства и делало оружие подверженным механическим отказам. В связи с этим за весь период выпуска было изготовлено всего 92 пулемёта ШВАК, и в 1936 году это оружие было полностью снято с производства.

В период с 1935 по 1936 годы на его базе была разработана авиационная пушка ШВАК для стрельбы боеприпасами калибра 20 x 99 мм R. Первая партия этих орудий была произведена в 1936 году.

Особенности конструкции

Авиационная пушка ШВАКАвтоматика перезаряжания новой 20-миллиметровой пушки была пневматической или механической, а система питания – ленточной. При этом, как правило, применялись патронные ленты ёмкостью от 120 до 180 боеприпасов. Пушка имела тот же механизм заряжания, что и одноимённый пулемёт: она была устроена так, что боеприпасы выгружались из ленты в барабанный магазин (подобный магазину револьвера) и из него выстреливались.

Барабан мог вмещать до 11 боеприпасов и служил для их равномерного извлечения из ленты. Он предотвращал резкое дёрганье других частей конструкции, что могло бы привести к снижению скорострельности пушки ШВАК.

В зависимости от варианта исполнения скорость стрельбы орудия составляла 700-800 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда 800 м/с.

Пушка ШВАК выпускалась в 4 вариантах исполнения: крыльевом (КП), турельном (ТП), синхронном (СП) и варианте мотор-пушка (МП), которые различались между собой скорострельностью и длиной ствола.

Обозначение «мотор-пушка» применялось к танковой пушке, которая использовалась в лёгких советских танках Т-38 и T-60.

Крыльевым вариантом ШВАК вооружались, например, истребители И-16 и ранние версии штурмовика Ил-2.

Оборонительный турельный вариант пушки устанавливался, в частности, на поздних версиях тяжёлого бомбардировщика Ер-2.

Однако самым распространённым был синхронный вариант ШВАК. Он являлся наступательным вооружением истребителей и устанавливался либо в носовой части для стрельбы через винт самолёта (например, в истребителях Ла-5 и Ла-7), либо в блоке цилиндров двигателя для стрельбы через полую втулку редуктора винта, как в истребителях семейства Як.

В годы Великой Отечественной войны для крыльевого, турельного и синхронного вариантов пушек ШВАК выпускалось несколько типов боеприпасов:

– стандартный высоковзрывчатый снаряд типа ОЗ (осколочно-зажигательный);

– снаряд типа ОЗТ (осколочный зажигательно-трассирующий);

– снаряд типа ОФ (осколочно-фугасный) и

– снаряд типа ОФЗ (осколочно-фугасный зажигательный).

Стандартными противотанковыми боеприпасами для мотор-пушки ШВАК являлись снаряд типа БЗ (бронебойный зажигательный) или снаряд типа БЗТ (бронебойный зажигательно-трассирующий), способные насквозь пробивать броню толщиной до 24 мм с расстояния 100 метров.

Эта авиационная пушка зарекомендовала себя как компактное и эффективное оружие.

История производства

В 1942 году массовый выпуск этих пушек был налажен на Ковровском оружейном, Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах. За период с 1942 по 1946 годы всеми заводами было выпущено в общей сложности более 100 тысяч пушек ШВАК.

В 1946 году пушка ШВАК была снята с производства, а на смену её пришла малокалиберная авиационная пушка Б-20 конструктора М.Е. Березина, выпуск которой начался ещё в 1944 году. Б-20 не отличалась от ШВАК по скорострельности и начальной скорости снаряда, но имела почти в 2 раза меньшую массу и была намного технологичнее, чем пушка Шпитального-Владимирова.

 


Ваше мнение об истории Ижевска

Что вы думаете об истории Ижевска?